Байкальский синдром. 2010
На весь экран
    Как это у нас обычно бывает, собирались мы совсем в другое место и совсем по другому поводу. Всю весну планировали
поехать на чёрное море на машине, по этому случаю приобрели новый автомобиль и думали, что прокатим его через
половину России и сами на Родину посмотрим. Даже заказали жильё недалеко от Туапсе. Но человек предполагает,
а Бог располагает. Супруге пришлось в начале отпуска поехать в Казахстан, и надежда попасть на море в этом году
рухнула. Совершенно неожиданно в голову закралась мысль: «А почему бы не на Байкал?!» Расстояние в два раза меньше,
там мы ещё не были, а на море уже были, и за оставшуюся часть отпуска вполне успеем. Как раз за неделю до этого решения
коллега по работе прокатился туда и рассказал, и показал, как там хорошо. За пару дней собрались и поехали.

В пятницу вечером с мыслью, что ехать надо обязательно на чистой машине, помыл её на автомойке и чистую, блестящую
поставил во дворе. Суббота. Утро. Дождь. Выехали не рано, в 8:30. По М53 взяли курс на Кемерово. Трасса сильно
загружена фурами, из под колёс которых, летит вода с асфальта, пол часа и машина уже не чёрная, а серая. Потом обгоняем
колонну из 10 автобусов в сопровождении машин ГИБДД, которая прижалась к обочине, то ли отдохнуть, то ли скопившийся за
ними транспорт пропустить. Через несколько километров останавливаемся по нужде, это была ошибка. Буквально через пару минут
я с грустью наблюдаю, как колонна обходит нас. Эти автобусы растянулись на полкилометра, впереди и сзади их сопровождают,
обогнать сразу всех не представляется возможным, а встраиваться в колонну нельзя. Едем за ними. Едем долго. Уже перед Болотным
мы увидели, как колонна уходит налево, нашей радости не было предела. Снова газ, снова скорость 90-100, иногда 110 км/ч.
Доехали до Кемерово около часа, на въезде в город нас встречал одноклубник с сайта priorovod.ru.
Я вручил ему наклейки клуба на машину, он мне сувенирный магнитик с видами города, а также проводил нас через город в сторону
Красноярска. Спасибо тебе Евгений_Р. В Мариинске делаем первые фотографии на въезде в город.

На въезде в Мариинск


В Красноярск приехали в 21:00. Сначала проехали на объездную, но потом Юля дозвонилась до своей одноклассницы, которую
не видела 16 лет, и она пригласила нас к себе. Вот Красноярск я в навигатор не закачал. Колесим по городу в поисках Черёмушек.
Спасибо всем, кто подсказал дорогу, даже инспектору ГАИ. Ночуем с удобствами, душ, ужин, беседы. Дорога от Новосибирска до
Красноярска вполне нормальная, можно ехать спокойно, можно лететь, тут только совесть ограничивает.
Выехали в 9:30, далее нас предупредили, что дорога станет хуже. Но до Канска проблем на дороге мы не увидели. Канск, навигатор
предлагает ехать через центр, вежливо ему отказываем и едем по указателям, он послушно перестраивает маршрут. По дороге встречаем
салон официального дилера АвтоВАЗ. На заправке подъезжает Audi с киргизскими номерами, и водитель спрашивает меня:

- А Иркутск в какую сторону?
- Навигатор говорит налево.
- Я туда проехал, там нет дороги. – отвечает он с улыбкой.
- Видимо такая дорога и есть.

Налево повернули вместе. Да уж, видимо надо было послушаться навигатора и ехать через центр, дорога действительно не была
похожа на дорогу в другой город, скорее в дачный посёлок. Асфальт отсутствует, ямы и буераки. На выезде из города стоит
весьма оптимистичный указатель: Иркутск – 680. Нас это обрадовало, так как навигатор говорил, что ещё не менее 800, но радость
была не долгой, через пару километров новый указатель: Иркутск – 808. Тут двоякое чувство: навигатор всё таки работает правильно
и карты верны, но Иркутск стал на 120 километров дальше. После Канска километров через 50 два посёлка: Верхний Ингаш и Нижний Ингаш.
Всё, после них дороги нет. Вернее, вас ожидает первый протяжённый участок без асфальта. Всего на пути следования их будет около 11 и
ещё много коротких участков. Проехав первый участок тайги, останавливаемся перекусить, варим быстрый суп, кипятим чайник, наслаждаемся
живописным местом.

Стоянка, варим суп, кипятим чай


Впереди снова тайга


Далее дорога снова идёт по тайге. Там строят новую трассу, но пока двигаться надо рядом по плохой дороге. Следующим на маршруте оказывается
Нижнеудинск. О-о-о, о нём следует поговорить отдельно. Нижнеудинск – столица плохих дорог в России. Главная улица города, или деревни
(не знаю какой у него статус), по которой идёт весь транспорт, вполне мог бы быть испытательным полигоном для БТР. Это не просто плохая
дорога и отсутствие асфальта – это бесконечный набор ям, ямок, камней и кочек. Я ехал по ней со скоростью 7 км/ч. Фуры также и даже медленнее.
И самое интересное: я не видел там ни одной наклейки: «Нижнеудинск – город плохих дорог», «Дороги-3,14здец» или «Какой мэр - такие дороги».
Вечерело. Отъехав километров 20 от Нижнеудинска, съезжаем с трассы и встаём на ночлег. Прошли за день 600 километров. Спим в палатке.
    С утра выехали в 8-30 по Новосибирскому времени. Снова участки плохой дороги. Но уже меньше, чем вчера. Перед Усолье-Сибирским в посёлке Среднее
покупаем продуктов и арбуз и едем дальше по направлению к Иркутску. В районе Ангарска я всё время всматриваюсь в придорожные пейзажи, где-то
здесь неподалёку от посёлка Мегет, 7 лет назад я проходил сборы после военной кафедры, я помню как выглядит место где выходила на трассу дорога
из части, но не нашёл. Хотел своим девчонкам показать.
    В 16:20 мы в Иркутске. По указателям движемся на Качуг. От Иркутска до Ольхона километров 200.
На Ольхон или Хужир я указателей не видел. На выезде из Иркутска кушаем в позной. Позы ели в первый раз, приготовили хорошо, очень сочно и вкусно.
25 рулей за штуку. В Баяндае поворот направо, и по горам через перевалы движемся к переправе. Сначала дорога очень хорошая, ехать можно быстро.
Меня предупреждали, что на переправе может быть большая очередь, поэтому я, поглядывая в зеркало заднего вида, контролирую, а не догоняет ли нас
кто-нибудь, чтобы опередить на паром. Но все мои старания пропали даром. Перед МРС (так называется место, где находится переправа), километров 10
смачной такой гребёнки без асфальта - натуральная стиральная доска. Причем не высокочастотная, с маленькими гребнями, а средние такие волны.
Колесо 14'' полностью огибает гребень волны, создавая невыносимые звуки в подвеске, кузове, салоне. Для меня это был сюрприз, после двухсот
километров хорошего ровного асфальта такое бездорожное чудо. Скорость 20-30 км/ч. И тут началось: мимо проносились джипы на огромной скорости,
чтобы пролетать по самым верхним точкам гребёнки и не чувствовать её, потом пролетел какой-то легковой универсал. Я тоже попытался оседлать эти
волны как ковбой и нажал на газ, но мне показалось, что машина заплакала, или это был я. В салоне всё загудело и задрожало, крика подвески о помощи
я уже не слышал. Стало не по себе, и я снова поехал 20 – 30 км/ч.
    К переправе подъехали около 24:00 по местному времени. О счастье, мы вторые в очереди, за местным Pajero, и нам говорят, что паром
уже движется с другого берега к нам. Успели попить чайку, и паром уже швартуется.
Первым пошёл Pajero, я за ним. Смотрю, он разворачивается и заезжает задом, ну я подумал, что так и надо и тоже заехал задом. Другие машины не стали
мудрить и заехали передом. Оказалось, что водитель Pajero был в курсе, что паром по пути разворачивается и швартуется тем же бортом, и мы будем
выезжать передом, а другие задом. В общем, непонятный манёвр. Заезжать задом в темноте было тоже нелегко. Ещё немного, и паром тронулся.
Вокруг темнота, ничего не видно. А вокруг наверняка очень красиво, думаю: «Назад надо обязательно днём». Нас переполняют чувства: «Доехали. Мы на Байкале!».
Паром бесплатный, идёт 10-15 минут. Причалили к Ольхону, съезжаем. Нас встречает какой-то паренёк и говорит, что надо зарегистрироваться. Прохожу
в вагончик, там записывают имя, количество человек в машине, берут сбор 250 рублей, дают карту острова и 3 мешка для мусора. Ну, карта это громко
сказано: набор рекламы, правила поведения на острове и схематичное изображение острова и посёлка Хужир. До Хужира 30 километров точно такой же
гребёнки, как до МРС. Едем тихо 20-30 км/ч. Через полтора часа въезжаем в Хужир. Перед нами развилка в три стороны, все направления одинаково накатаны.
Куда ехать? Не знаем. Света нигде нет, все уже спят. Сворачиваем направо и благополучно теряемся. Назад уже тоже дороги не найдём. Навигатор уже давно
ведёт нас по воде. Вспоминаю, что в навигаторе есть компас, а остров вытянулся с юга на север, нам надо на север. Движемся по компасу на север, вокруг
какие-то заборы, кладбище, и вскоре выруливаем на основную дорогу. Посёлок наверное уже проехали, домов нет, едем вдоль леса, значит нам через лес
на берег. Вскоре видим свёрток налево, сворачиваем, несколько сотен метров и деревья заканчиваются, в свете фар вижу установленные палатки.
Остановились. На улице тишина. Ветра нет, воды не слышно, нас посещает мысль: «Где мы? А рядом ли Байкал?» Но уже поздно, ставим палатку, кушаем и
ложимся спать.
    Утром проснулся от того, что кто-то шуршит по палатке.

-«Наверное, Юля протирает тент, но зачем?» - подумал я.
-«Наверное Владик смахивает капли дождя с палатки?» - подумала Юля.

Выглядываю из палатки и вижу корову, слизывающую воду с наружного тента. Поворачиваю голову и вижу Байкал, вот он, передо мной. Мы проехали 2190 километров,
два часовых пояса, несколько субъектов федерации, прошли на пароме по проливу «Ольхонские ворота» и вот мы здесь, на острове, посередине самого большого
и чистого озера планеты… а оно встречает нас пасмурным небом, холодом и небольшим волнением.

Первое утро на Байкале


Малое море. Участок Байкала между о.Ольхон и западным побережьем.

Байкал немного волнуется.

А вы как хотели? Да, я такой!


Так как утром мы увидели, что стоим на отшибе, то сразу же пошли искать место лучше. Слева лес, справа какая-то база, впереди спуск, и перед озером
всё уже занято. Идём в лес, там тоже палатка на палатке. Видим Hyundai Starex с новосибирскими номерами, рядом на стульях сидят мужчина и женщина с
каменными недовольными лицами, взгляд их направлен на Байкал.

- Привет землякам! – говорю я.
- Привет. – не меняя выражения лица отвечает мужчина.

Ясно, землякам тут не рады. В лесу места не находим и идём направо за базу, там есть места, но берег – сразу обрыв. Для семейной пары без детей
самое место, там потом такие и встали. Возвращаемся и видим прямо перед собой, в нескольких метрах от нашей стоянки, хорошее место, на котором уже
кто-то когда-то стоял. Отлично, переносим палатку, и подгоняем машину. Всё, три дня мы не сдвигаемся с места, только гуляем по берегу, и наслаждаемся
видами.
    На следующий день мы вдруг обнаружили, что прямо перед нашим носом, немного ближе к берегу стоят ещё две машины с новосибирскими
номерами. Но это были какие-то ненастоящие земляки, они от нас вообще нос воротили, ни здравствуйте, ни до свидания. Хорошо хоть спасибо сказали, когда
я им слегка помог из песка выбраться.
    Каждое утро нас будили коровы, там их много. Они приходили из посёлка, пастись. Тормошили пакеты с мусором и мычали.
Ольхонские коровы, неплохо вписываются в местный пейзаж.
Погода была разнообразной, то пасмурной, то солнечной. Иногда с Байкала дул ледяной ветер, да такой, что солнце не спасало, только куртки.
Вечерний Ольхон, холодное солнце.


А иногда солнце грело так, что мы с Санькой решались искупаться. Вода настолько холодная, что ноги сводит, как только входишь. Я зимой на Крещение
купаюсь в проруби, так вода в Байкале мне показалось такой же холодной.


Пока я заходил в воду, дочурка уже окупнулась.

    Закат на Байкале, это особое явление. На закате Байкал открывает все свои прелести, невидимый художник делает краски сочнее, выделяет все линии
на «холсте», добавляет новые детали. Время заката – время фотографировать и рисовать. Закат на Байкале всегда красивый и всегда разный.
Ольхонский закат.



    На третий день у нас начала заканчиваться питьевая вода. Надо сказать, что с питьевой водой на Ольхоне проблемы. Недалеко от нас был ключик, но
он был открытый и немного выше него кто-то догадался поставить туалет. Некоторые отдыхающие брали воду прямо из озера, мы тоже решили, когда наши
запасы закончатся, то будем брать из озера. Мы решили прокатиться в Хужир, купить омуля, продуктов, а потом попробовать проехать на другую часть
острова. В Хужире мы купили рыбы, на Ольхоне омуль мелкий и дешёвый по 35-40 рублей за хвост. Также купили свежего омуля на уху. Спросили у местной
продавщицы про воду, она сказала, им воду привозят на водовозках. На вопрос: «А из Байкала берёте?», она посмотрела на нас, как то странно и
ответила: «Как из него брать? Иногда, когда пропустим водовозку, то набираем во флягу, а куда деваться.»
Попробовали проехать дальше не север острова, но уткнулись в песок. Посмотрели вокруг и поехали назад на прежнее место, оно оказалось ещё не занятым.
На обратном пути встретили настоящих земляков, они, когда разглядели знакомый регион на номере, заморгали фарами и замахали руками, мы ответили им
тем же. Ещё один день мы отдыхали и гуляли.
Обрывистый берег Ольхона


Прозрачная вода Бакала.


Островок.

Многие отдыхающие приезжают на берег с лодками и сетями, ловят рыбу и только ей похоже там и живут на радость чайкам, которым достаются головы и прочие
отходы. А чайки там большие, жирные, как на море.
Лечу.


Последний вечер на Ольхоне.

На следующий день стали собираться, сегодня надо посетить ещё скалу Шаманку недалеко от Хужира и далее вернуться на «большую землю», чтобы отправиться
в Листвянку.
Мыс Бурхан. Шаман-Скала.



Скала Шаманка магическое место для местного населения. Но и туристов предупреждают, чтобы не гневали духов. В описании места написано, что нежелательно
нахождение в этом месте детей. Их неокрепшая психика может не выдержать большого и близкого скопления духов. Примерно так там написано.
Вид на север.



Пляж рядом в Хужиром.

На скалах рыжий мох.

 При приближении к переправе, нас всё чаще стали обгонять, все торопятся и стараются опередить кого возможно, даже в ущерб машине, дорога
то - совсем плохая гребёнка. Подъехав к переправе, встали в очередь, мы 27-е. Казалось, простоим до вечера, но уплыли на третьем пароме. Одновременно
ходит два парома. Один маленький, вместимость 7 машин и второй побольше, вместимость 14 машин.
Причал и очередь на паром.

Мы даже не успели с Санькой взобраться на ближайшую гору.
Вид на переправу с ближайшей горы.

Паромы ушли.

Пролив "Ольхонские ворота"

На пароме. Идём на материк.

Перебравшись на материк, сходили на ближайшую скалу, мой коллега, который ездил до нас видел с неё купающихся нерп. Мы же кроме красивых видов
не увидели ничего.

Вид на остров Ольхон.


Немного отъехав от переправы, увидели нерпинарий. Юля с Санькой сходили, посмотрели на представление во главе с нерпой Лорой, которая нарисовала им чудесную
картину, и как единственным зрителям продала с аукциона по стартовой цене 100 рублей. Билет на представление 170 рублей детский и 220 взрослый. В нерпинарии
им сказали, что видеть здесь нерп – большая редкость. Я же пока пообщался с кемеровскими экипажами, которые ждали своих детей с предыдущего представления.
Они рассказали, как попытались проехать на северную часть острова - мыс Хобой, как застряли в песках, и как местные приехали их выручать за 2000 рублей, а
сошлись на 1000. После представления поехали на берег недалеко от переправы, была пятница и … думаю этим всё сказано. Народу было столько, что берега не было
видно, всё уставлено палатками и машинами. Но мы нашли свободное место и решили там встать. Соседи, отдыхающая пара, нам рассказали о предыдущей весёлой и
музыкальной ночи. Мимо как раз проходили парни с бутылками пива, приросшими к ладоням, несли какую-то дверь на дрова и задорно и весело смеялись. Оглядев всё
вокруг, решаем ехать к Иркутску, а там, где ночь застанет, там и встать.

    Уже в темноте приехали в Иркутск. «Просим» навигатор провести нас до Листвянки, он послушно указывает, где и куда нам повернуть. Решаем помыть машину на мойке,
так как уже не видно какого она цвета, кроме вылизанного какой-то коровой капота. Видим ещё не закрывшуюся автомойку. Попросил сбить грязь с химией без
протирки. Отмыть не смогли. Химия оставила на машине лишь разводы. Ну ладно, дома отмоем с губкой и шампунем. Движемся дальше на Листвянку. От Иркутска до
Листвянки 70 километров, мы проехали 30, увидели место для стоянки и остановились на ночь. Спали в машине. Утро. Всё небо затянуто низкими серыми тучами,
льёт нудный осенний дождь, холодно. Когда я вышел из машины, то увидел сзади стоящую машину охраны. Пока я сворачивал спальники, они уехали. «Интересно,
охраняли нас что-ли» - подумал я. Минут через 30-40 приезжаем в Листвянку. Байкал прилично штормит. Льёт дождь. Ещё очень рано, никого нет. Дорога пустая.
Цель нашего посещения Листвянки – дайвинг. Движемся по посёлку и видим дайв-клуб «Три измерения». Он находится прямо на набережной, на самой кромке прибрежной
линии. Огромные волны нещадно бьются об его стены. Решаем остановиться и снять жильё на сутки. Съезжаем с главной улицы и находим хороший гостевой дом. Нам
сдают комнату по 800 рублей с человека, с ребёнка 400. Трёхместная комната, отдельный дом-столовая, душ. Баня по цене 1500 рублей за час, очень дорого.

Комната в Листвянке.


Вид из окна на соседний домик.

Первым делом мы ставим все электроприборы заряжаться, телефоны, аккумуляторы для фотоаппарата и ноутбук. Инвертор 12-220V, предоставленный на время
отпуска моим шефом, при подключённой нагрузке в виде разряженных телефонов и ноутбука, заводится не захотел, слишком маленькая нагрузка. Поэтому вся
электроника у нас разрядилась. Так как приехали мы рано, и все ещё спали, то нам удалось спокойно помыться в душе. Да, кстати, минус этого дома - душевая
объединена с туалетом. Когда все проснулись, туалет стал недоступен. После душа и завтрака мы развалились на диване и смотрели «Южное бутово», так как дождь
лил не переставая.
    Через пару часов нам это надоело, мы надели дождевики, и отправились гулять по Листвянке. Байкал штормило. Волны были очень большими. Они разгонялись и с характерным
хлопком бились о набережную, подбрасывая брызги метров на десять вверх, обливая всех, кто находился рядом. Очень пожалели, что не взяли фотоаппарат,
побоялись, что зальём его водой. Дошли до дайв-клуба. Шторм не помешал паре аквалангистов барахтаться на волнах. В клубе мне сказали, что с моим опытом лезть
в такую воду не стоит. Я расстроился, но оставалась надежда на завтра. Вечером позвонил в другой клуб «Байкал Тек», там меня обрадовали, что скорее всего
завтра Байкал успокоится и я смогу спокойно с ними погрузиться.
    Вечером дождь прекратился, Байкал к моей радости действительно успокоился, и мы пошли гулять.
Набережная в Листвянке.


Нас удивило количество охраны в Листвянке, они постоянно есть в поле зрения. Где бы вы ни были, везде можно увидеть машину Желдорохраны. Даже ночью за
нашей машиной пристроились. Скорее всего, из-за большого количества иностранцев. Русская речь слышалась намного реже, чем иностранный говор.

Посёлок расположился вдоль берега.

На следующий день было ясно и тепло. С утра мы пошли посмотреть на солнечную Листвянку. Дошли до причала и увидели что-то из разряда чудес. К причалу был
пришвартован плот из автомобильных камер для колёс, на котором стоял … внедорожник с новосибирскими номерами!





За машиной была пристройка, которая служила им не то кухней, не то туалетом. На этой пристройке красовалась надпись:
Рекламная пауза.

Мы подошли к ним поближе, в салоне кто-то спал, на плоту никого не было видно. Рядом стоящие мужики рассказали, что они из Северобайкальска до Листвянки
на этом плоту по Байкалу прошли. Настоящие экстремалы. Интересно, а где они переждали вчерашний шторм? Потом мне позвонили из дайв-клуба и сказали куда надо
подойти. Дальше всё как обычно, краткий инструктаж, анкета, надеваем снаряжение, и в воду.
Готовлюсь к погружению.

К приёму новых впечатлений готов.

Ну, про дайвинг можно рассказывать долго, даже с моим совсем маленьким опытом. Байкал изнутри ещё прекраснее. Чистая вода, хорошая видимость, солнце
переливается по песчаному дну, необросшие илом камни, подводные леса зелёной байкальской губки, которая растёт по сантиметру в год и выполняет роль фильтра,
они как маленькие деревья, снующие туда сюда «бычки» (рыбки с большой головой). Потом мы подошли к главной достопримечательности этого погружения – вертикальному
спаду до глубины 90 метров, и зависли над ним. Эти чувства сложно передать словами. Под нами было 90 метров воды и мгла. Самое начало спада было видно, затем
он становился темнее и плавно перетекал в чёрную непросветную мглу, которая притягивала к себе. Дыхание стало реже, мысли чище, про совсем замёршие ноги я
забыл. Наверное, такие же чувства испытывал водолаз из фильма «Бездна» перед прыжком во впадину. Потом мы медленно пошли назад, к берегу. С каждым метром
чувствовалось, как вода становится теплее, хотя у берега она всего 7 градусов. После всплытия я вышел на берег и ещё долго дрожал от холода. Но впечатления
затмевали всё.
    Вернувшись в дом, мы пообедали, собрались и выехали назад к Иркутску. Дальше по плану советская здравница – Аршан. На выезде из Листвянки заезжаем
в музей Байкала. Там немного рыбок в аквариумах, немного рыбок в спирту, нерпа и комната – эмитация батискафа, в которой вы совершаете виртуальное погружение
в самом глубоком месте Байкала 1637 метров. Эта впадина находится около восточного побережья острова Ольхон. В музее ничего кроме нерпы и батискафа мне не
понравилось.

После музея идём на смотровую площадку на горе. Сначала долго идём пешком, хотя можно и на машине, потом поднимаемся на кресельном подъёмнике.
Вид на исток Ангары.


Мы на подъёмнике, под нами зелёная, зелёная Земля.


После прогулки едем к Иркутску, далее в Бурятию, на южный берег. В Иркутске я пропускаю мимо ушей команду навигатора и благополучно теряюсь в городе, после
чего там же заблудился навигатор. Спросили дорогу и выехали в сторону Улан-Удэ. Сначала дорога идёт ровно, потом начинает взбираться в гору и дальнейший путь
до посёлка Култук проходит по вершине хребта. Дорога хорошая. Уже в темноте спускаемся к посёлку Култук, видим круглосуточный рыбный базар.

Рыбный базар на горе перед п.Култук. Фотографии сделаны на обратном пути.


Ставим на навигаторе новый ориентир – Монды, так как Аршан он не находит, а Монды в том же направлении. Движемся в темноте, уже хочется спать. Снова видим
знак «Место для стоянки», останавливаемся, спим в машине, укутавшись в спальные мешки. Утром просыпаюсь от холода. Смотрю на градусник в машине, за окном +2.
Когда пошёл умываться к ключику, обнаружил на воде наледь. Едем дальше в Тункинскую долину, вскоре справа начинает показываться восточный Саян.
Очень красивое место.
Восточный Саян на горизонте.

Река Иркут.


После указателя на Аршан дорога идёт прямо к Саянам и упирается в них, там и есть посёлок Аршан, бывшая всесоюзная здравница, санаторно-оздоровительный
комплекс. От Иркутска – 210 километров. Остановились в посёлке перед речкой. Хотели позавтракать, забегаловки только начали открываться, и нам смогли
предложить только лагман, скорее всего вчерашний, и не очень вкусный. Спрашиваем дорогу к источнику и движемся к нему.

Аллея в санатории.

Отголоски советского прошлого.

Люди идут туда с тарой, кто с пластиковыми полторашками, а кто с бутылями из-под воды для кулеров. Все идут за минералкой. Если своей тары у вас с
собой нет, то её можно купить перед входом в санаторий. Так как мы пришли рано, то людей на источнике было не много. В лесу на полянке стоит железная колонка,
из неё течёт вода.

Мостик к минеральному источнику.

Мы набрали пол-литровую бутылку из-под карачинской и ещё в пластиковый стаканчик. Мне вода понравилась, приятная на вкус, слегка газированная. Особый
интерес представляет лес рядом с источником, все хотят туда вернуться, и завязывают ленточки на деревьях.

Лес, в который все хотят вернуться.


В путеводителе мы прочитали, что здесь есть водопад и не один, а целый каскад из двенадцати водопадов на реке Кынгарга. Спросили куда нам идти, и
пошли в горы. До первого каскада, самого мощного и красивого примерно километр по горной тропе. Дорога вытоптана, местами проложены лестницы. На другие
каскады, судя по рассказам, тропы узкие и опасные, поэтому мы ограничились одним водопадом. Место очень красивое, но, как и везде, человек старается всё
«облагородить». Кругом надписи в стиле «здесь был Вася».

Первый каскад водопада.

Ближе не полез, очень скользко.



Ущелье. Туда утекает река.

Это место примечательно своим воздухом, он очень чистый и свежий. «Пьётся» полной грудью.
Если у вас нет ленточки, ничего страшного, привяжите что-нибудь из одежды.

Когда то отвалился кусок скалы.

По такой дороге приходится идти.

Надышавшись и нагулявшись, спускаемся вниз, сегодня планируем поехать домой и до темна хотим проехать Иркутск.
Перед санаторием речка уже спокойная, красивая и чистая.


Внизу перед санаторием монгольский рынок, покупаем там носки из верблюжьей шерсти и из шерсти яка. Всё, все дела мы здесь сделали, на что хотели,
на то посмотрели, теперь можно двигаться домой.
    Доехав до Култука находим магазин «Омулевъ», мне про него рассказывали. Покупаем там омуля по 80 рублей за хвост. Единственное место, где продают
сертифицированную рыбу. К вечеру добираемся до Иркутска, ищем банкомат. Пока искали банкомат, стрелка датчика температуры стала приближаться к красной зоне.
Я включил кондиционер, чтобы заработал второй вентилятор, но стрелка всё равно, заползла в красную зону, запищал зуммер, я заглушил двигатель и повернул к
заправке, всё…приехали. Открыв капот, вижу, что вытек весь антифриз, под машиной появились два ручейка на асфальте. На вид все хомуты на месте, шланги целы.
Спросил у заправщиков, где есть СТО для ВАЗов, сказали, что совсем недалеко, за поворотом. Стал искать, кто сможет меня дотянуть, но Иркутск – город японских
машин, у всех автоматические коробки, все не хотят. На заправку подъехал мужик с семьёй на Pajero, я объяснил ему всё, он сказал, что знает где СТО и дотянет
меня туда. Спасибо тебе добрый человек, доставил на СТО, предложенные 500 рублей не взял. СТО оказалось официальным дилерским центром «Иркутск-АвтоВАЗ».
В диспетчерской меня выслушали и предложили оставить машину до завтра, так как было уже шесть часов вечера, и половина смены ушла домой, а половина была занята.
Я предложил заплатить за сверхурочные, объяснив, что ночевать мне в Иркутске негде. Инженер промолчал и выписал пропуск на въезд. Когда сняли воздушный фильтр,
то оказалось, что лопнул хомут на термостате и когда он открылся на большой круг, то весь антифриз вытек. Под воздушным фильтром я его не заметил. Пошли с
инженером на склад, взяли хомут и 5 литровых банок антифриза. Хомуты у меня были с собой в достаточном количестве, ещё с прошлой машины остались, и по размеру
как раз пригодился мой, а складской я положил к себе. В систему охлаждения залили 4 литра, пятую банку я взял с собой на всякий случай. Каково же было моё
удивление, когда мне выставили счёт по накладным только за материалы, без работы. Я потом подошёл к мастеру на улице и без лишних ушей спросил:

- Сколько с меня?
- Ничего не надо. – ответил он.
- Спасибо большое.- я пожал ему руку.
- Счастливо, удачи на дорогах. – пожелал он.

За счёт таких людей жива ещё Россия, на таких людях держится ещё русское единство. Эти люди – это народ России, а не просто её потребители. Пока мы поступаем
нелогично, делаем нелогичные вещи, мы будем жить, как только мы станем поступать исключительно по логике, мы станем машинами и вымрем. Спасибо тебе, добрый
человек, к сожалению, я не запомнил твоего имени.
    Время упущено, а нам ещё ехать. Навигатор ведёт нас по Иркутску в сторону Красноярска и всё время пытается провести нас под «кирпич», видимо поменяли
схемы движения. Двигаемся по указателям и слушаем его монотонное: «Вы ушли с маршрута», потом он перестраивается и снова пытается проехать под «кирпич». В этот
день мы проехали Усолье-Сибирское, свернули с трассы, раскинули палатку и с комфортом поспали. На следующий день очень много плохой дороги, доезжаем до Канска,
отъехав немного от города, сворачиваем в лесок и спим в машине, уже темно, палатку ставить не хочется. На утро едем в Красноярск, решаем посетить Красноярские
столбы. Когда ещё в эту сторону придётся ехать? Перед Красноярском видим на обочине мужика на волге, останавливаюсь спросить дорогу, оказывается он стоит и
ждёт, кого-нибудь, кто его дотянет до дома, до Берёзовского, машина не заводится. Беру его на трос и через 15 километров он, поблагодарив меня, рассказывает
как мне проехать к столбам. Но запутывает ещё больше. Выяснив у какого-то мужичка, что в той же стороне находится Дивногорск, ставлю навигатору задачу:
доставить нас до Дивногорска, а по пути будем смотреть. Таким способом спокойно добираемся до заповедника «Красноярские столбы». Он находится прямо в черте
города. Перед входом висит знак «кирпич», но дорога идёт дальше, ещё что-то написано про платный въезд, но никакой будки или пропускного пункта рядом нет.
Ладно, идём пешком. А идти много, шесть километров в гору.
    По пути вам не дадут скучать бурундуки, которые будут встречаться каждые 5-10 метров, у нас всегда в прямой видимости был хотя бы один бурундук.
А вот печенье бурундуки не едят. им видите ли семечки подавай.


Столько бурундуков я не видел никогда и, наверное ,больше за всю жизнь столько не увижу. Дорога весьма живописна, очень много грибов. Их никто не рвёт,
то ли потому, что заповедник, то ли просто люди сюда не за этим приходят.

Подберёзовик-красавчик.

Опята хоть и ложные, но всё равно красивые.

Наверху, на перевале есть ларёк и большие столы из дерева, там можно купить чай, печенье или перекусить своим.
Мы дошли до первого столба, походили вокруг него, и пошёл дождь. Недалеко видно второй столб. А всего их много, почти у каждого есть название: дед, внук и т.д.

Первый столб. И как деревья тут растут?

Кто-то сложил эти аккуратные лепёшечки.

Сосна на камнях.

Лесные вены.

Спустившись со столбов, держим курс в сторону Новосибирска, но по Красноярску, незнающему человеку не так-то просто. Указатель мы увидели один, который
«посоветовал» нам повернуть направо, а потом бросил нас на произвол судьбы среди города, жители которого закончили работать и поехали домой. А ведь навигатор
вёл нас прямо, а я решил, что тому, кто расставил указатели виднее. В общем, дальше делать нечего, едем по навигатору. Он провёл нас по всем пробкам, много
раз пытался увезти нас в сторону через бетонные блоки (видимо поменялись схемы движения), но, в конце концов, справился со своей задачей и вывел к «Красному
кольцу», это трасса для гонок, она на въезде в город со стороны Новосибирска. Немного проехав, кушаем в какой-то забегаловке, манты невкусные, кафе неуютное.
В этот день проезжаем за Ачинск и, съехав с трассы, спим в машине. На следующий день около семи часов вечера мы были в Новосибирске, сразу же проезжаем на дачу,
топим баню и отдыхаем.
    Краткие итоги: проехали 5058 километров, сожгли 293 литра бензина, расход 5,79 л/100км.Средняя скорость 65,2 км/ч.
Увидели не всё, что хотели, но всё, что запланировали, не смогли проехать на северную часть острова Ольхон, к мысу Хобой.
На дорогах много фур - это плохо, но они помогают себя обгонять, манипулируя указателями поворота: правый – обгоняй, левый – не лезь, и это хорошо.
На дорогах много дибилов, если вы видите, что на дороге рассыпаны камни, то не надо гнать, во всю дурь, и обгонять кого-то, обсыпая его каменным градом,
уважайте других водителей.
Перегонов почти нет, за весь путь туда-обратно мы видели всего машин 5. Автовозов с востока нет совсем, а вот автовозов на восток очень много.
Везут всё: от ВАЗов, до «европейцев» и «японцев» с левым рулём.
Самый понятный город – Кемерово, много указателей, едешь спокойно, машин мало.
В иркутской области я заправлялся на заправках «КрайсНефть», по ощущениям бензин хороший.
Поеду ли я ещё раз на Байкал на машине? ДА, но теперь на полном приводе, на переднем я достаточно посмотрел.

P.S. Байкал - магическое место. Посетив его раз, хочется вернуться сюда снова. Теперь он будет сниться, будет чувствоваться его энергетика,
будет вспоминаться его мягкая очень холодная вода. Не будут давать покоя места, которые не посетил, а очень хотелось, и эта притягивающая
и манящая мгла отвесного вертикального спада. Закаты… Кадры, которые не получились… Омуль горячего копчения… Шторм…
Это уже синдром… Байкальский синдром.